Корпоративная культура. Что это за зверь и с чем его едят…
search

Корпоративная культура. Что это за зверь и с чем его едят…

leaf

«Корпоративная культура» – это сочетание звучит модно и современно, но на самом деле, то, что обозначается этим термином, существует в том или ином виде в любой компании в любое время. Достаточно вспомнить «ленинские» субботники советских времен, посиделки всем отделом в честь дня рождения или пересказывание истории о том, как генеральный директор, прежде чем стать генеральным, разгружал в студенчестве ночами вагоны – всё это и есть проявления самобытной корпоративной культуры.

Существует мнение, что зародилось это явление в Северной Америке, и термин возник благодаря Генри Форду. Да, да, тому самому Форду, чьё имя носит один из крупнейших автоконцернов в мире. На заводах, выпускающих знаменитые авто, работали тысячи человек, и при встрече с каждым из них Генри Форд здоровался за руку, своих подчинённых он называл по имени и интересовался их личной жизнью, будучи убеждённым, что такое отношение побуждает лучше относиться к нему, а, следовательно, и лучше работать. Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жёсткой. Именно на предприятии Форда впервые в США рабочие получают 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. Форд дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников, и наоборот, если работник был уличён в пьянстве, сразу увольнял его.


01.jpg


Активная работа над внедрением принципов корпоративной культуры на западе началась еще в 80-х годах, а вот в России её пик приходится на настоящее время. Первыми примерами для нас были крупные международные компании, вышедшие на российский рынок. Например, в IKEA каждый новый сотрудник в течение нескольких первых рабочих дней «погружается» в культуру компании. Наряду со своими правами и обязанностями, введением в технику безопасности он знакомится с традициями, миссией, ценностями компании, узнает о деятельности ИКЕА по охране окружающей среды и о том, как он сам может принять участие в решении экологических вопросов – например, сортируя мусор или экономя электричество и воду в процессе работы. В штат здесь стараются принимать только тех, чьи интересы и ценности совпадают с ценностями компании. И это позволяет без особых трудностей создавать спокойную, дружескую обстановку в коллективе, который превыше всего ценит людей и командный дух.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что сплоченная и стремящаяся к единой цели команда, способна решать поставленные перед ней задачи с гораздо большим энтузиазмом и, как следствие, эффективностью, чем разрозненный коллектив работников. Если организация не занимается процессом формирования корпоративной культуры и не придает ей должного значения, то, рано или поздно, она будет обречена на провал, так как выжить в современных рыночных условиях компания может только с сильной сплоченной командой всего персонала. А такая команда является результатом эффективной организационной культуры.


1512863127_80.jpg


С каждым годом всё актуальнее становятся темы экологии, здоровья, саморазвития. Поэтому в компаниях, идущих в ногу со временем, корпоративная культура отвечает потребностям сотрудников и направлена на повышение их лояльности и развитие. Какие мероприятия и «вещи» этому способствует?

1. Коллективные праздники (не только и не столько корпоративы в общепринятом их понимании, а по большей части различные виды тимбилдинга).

2. Спортивные секции и соревнования (бесплатный абонемент в спорт. зал – вряд ли кто-то откажется; показать конкурентам, кто сильнейший на спартакиаде – почему нет?)

3. Акции и конкурсы (эффективный инструмент не только сплочения коллектива, но и его мотивации).

4. Возможности для отдыха и релаксации (сейчас редко кого удивишь комнатами с массажными креслами или кикером (настольным футболом) в офисе, а всего каких-то 10 лет назад об этом могли лишь мечтать).

5. Мероприятия, направленные на развитие и саморазвитие (от библиотек в офисе до курсов повышения квалификации и т.п.).

6. Лозунги и символы (девиз компании (L'Oreal - «Ты этого достойна!»), фирменный логотип, дизайн, стиль одежды и т.д.).

И это далеко не все элементы корпоративной культуры.


photo-1512577107354-cc925a586320.jpg


В любой организации формируется «свой» особый климат взаимоотношений между коллегами, закладываются традиции и формируются привычки. Пока руководство компании ставит перед собой только задачи увеличения продаж, открытия новых магазинов (к примеру), такие, казалось бы, абстрактные цели, как построение корпоративной культуры, создание единых ценностей, формирование миссии могут показаться бессмысленной тратой времени и средств. Однако такой недальновидный подход может негативно сказаться на развитии компании в долгосрочной перспективе. Руководителям, не занимающимся целенаправленно корпоративной культурой и не уделяющим должного внимания эмоциональному фону, не стоит удивляться, обнаружив в коллективе такие негативные явления, как нелояльность персонала, высокая текучесть кадров, обюрокрачивание и разрозненность.

Корпоративная культура – тема настолько глобальная, что в одной статье её не раскрыть, поэтому мы подготовили цикл. Давайте рассмотрим это «явление» со всех сторон.


photo-1527192491265-7e15c55b1ed2.jpg

 

 

 

 

 

Автор Евгения Дорофеева


16.04.2019

Возврат к списку